ФЭНДОМ

Файл:Uchilische pravovedenia1.jpg
Файл:Zal Uchilischa pravovedenia.jpg
Файл:Uchebnik pravovedov.gif

Императорское училище правоведения – одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России. Основано указом Николая I от 9 (31) мая 1835 г. по идее и на средства принца Петра Ольденбургского (племянник царя) и при тесном участии М.С.Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности. Принц Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него за 700.000 рублей дом сенатора Неплюева на набережной Фонтанки, 6 (напротив Летнего сада), который был перестроен архитекторами А.И.Мельниковым и В.П.Стасовым. 5 (17) декабря 1835 года состоялось открытие училища.

Училище было закрытым учебным заведением, имевшее статус «перворазрядного» и уравненное с Царскосельским лицеем. Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции. Управлялось оно попечителем, директором, инспектором классов, советом (попечитель, директор, инспектор, 3 профессора и воспитатель) и хозяйственным правлением (директор, инспектор и воспитатель). В него принимались юноши от 12 до 17 лет, только из потомственных дворян; всего воспитанников было не более 100. Воспитанники училища – в просторечии «правоведы» - носили желто-зеленый мундир и треугольную шляпу, зимой – пыжиковую шапку (отчего получили прозвище «чижиков-пыжиков»); воспитанники старшего класса носили шпаги. Воспитанники делились на казенных и своекоштных; те и другие обязаны были прослужить после выпуска 6 лет в ведомстве министерства юстиции. Полный курс обучения был сначала определен в 6 лет, с подразделением на две ступени: 2 начальных и 4 окончательных класса. С 1838 г. курс был установлен в 7 лет с подразделением на 4 общеобразовательных класса (с гимназической программой) и 3 специальных. С 1847 при училище были учреждены приготовительные классы (с 1856 – трехлетние). В приготовительных и начальных классах полностью проходили гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением); на специальных курсах проходили энциклопедию законоведения (начальный курс права), затем права церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии, в связи с историей философии права. Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225000 р. ежегодно; из них 90000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Выпускники, окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря – соответствовали штабс-капитану и капитану армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям, в соответствии с успехами каждого.

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. Воспитанники, которые не в состоянии были платить за учебу, получали воспомоществование из Правоведческой кассы (основана в 1885), членами которой были прежде всего бывшие воспитанники училища – в большинстве высокопоставленные сановники. В числе преподавателей училища были такие видные юристы, как А.И.Кранихфельд (автор учебника, составленного специально для училища), В.Д. Спасович, “отец русского гражданского права” Д.И. Мейер, известный криминалист Н.С. Таганцев, юрист-международник Ф.Ф. Мартенс, М.А.Таубе, А.Ф. Кони, Э.Н.Брендтс, директор Императорского института экспериментальной медицины С.М. Лукьянов. Среди выпусников училища (всего его окончило более 2.000 человек) были И.Л.Горемыкин, А.Г.Булыгин, Н.Г.Бюнтинг, К.П.Победоносцев, композитор А.Н. Серов, поэт А.М. Жемчужников, критик В.В. Стасов, известный режиссер и критик Н.И.Евреинов, поэт А.Н. Апухтин, П.И. Чайковский, его брат и либреттист М.И. Чайковский, И.С.Аксаков, cв. Сергий (Шеин), юрист и общественно-политический деятель В.Д.Набоков (отец писателя); там же учился (но не кончил его) Л.И. Мечников.

Училище было ликвидировано 18 июня 1918 года решением Комиссариата народного просвещения; его здание было передано Агрономическому институту. В настоящее время наследником традиций Училища правоведения считается созданный в 1992 г. Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского.

Однополые сексуальные контакты в училище

Как и во многих закрытых учебных заведениях, в этом училище были распространены однополые сексуальные контакты, так что исследователь Л.С.Клейн причисляет его к "рассадникам гомосексуальности". Об том свидетельствует, в частности, шуточный «гимн правоведов», воспевающий "преимущества" гомосексуальной любви по сравнению с гетеросексуальной. По свидетельству современника, эта песенка была "в большом ходу" в училище в 40-х - 50-х гг][1] [2][3][4]. Известно, что Чайковский и Апухтин составляли в училище любовную пару, причем Апухтин был не единственным любовником Чайковского - на выпускной фотографии Чайковский держит за руку другого своего любовника, Адамова[5] . На сексуальные связи воспитанников начальство смотрело сквозь пальцы, ввиду их массовости и бессмысленности всякой борьбы. Даже скандальный случай, когда два старшеклассника изнасиловали в гроте Павловского парка младшего соученика, был в результате "замят" властями училища. [6]

Сноски

  1. Eros russe. Русский эрот не для дам. Женева, 1879, стр.65
  2. Л.С.Клейн. Другая любовь. СПб, 2000, стр. 552-553 ISBN 5-7627-0146-8
  3. Золотоносов М. "O huello, или Тайный смысл полковой серенады" // Новое Литературное Обозрение, 1995. № 17. С. 360—363.
  4. Газета "Газета". Как умер Чайковский?
  5. Петр Ильич Чайковский. Из книги В.Кирсанова "69. Русские геи, лесбиянки и гомосексуалы", Тверь, ГанимеД, 2005 ISBN 5-90233304-0
  6. И.С.Кон. Любовь небесного цвета. Была ли однополая любовь на Святой Руси?

Ссылки

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики