Фэндом


Радио Свобода (полное название Радио Свободная Европа/Радио Свобода — Radio Free Europe/Radio Liberty) — радиостанция, которая позиционирует себя как частное некоммерческое информационно-новостное средство массовой информации; финансируется Конгрессом США (до 1971 - ЦРУ через Управление международного радиовещания США). Осуществляла и частично продолжает осуществлять вещание на СССР (Россию), страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока. По данным самой радиостанции, ее общая аудитория составляет 35 млн. слушателей.

Корреспондентская сеть радиостанции включает 23 корпункта (информационных бюро) и свыше 1400 внештатных корреспондентов.

Основная тематика вещания — свобода слова, права человека. В советские годы, наряду с другими «вражескими голосами» («Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна» и др.), являлась одним из основных источников независимой от советского руководства информации о событиях в СССР и мире не только для простого народа, но зачастую и для представителей власти.

В разные годы авторами и корреспондентами Радио Свобода были Сергей Довлатов, Пётр Вайль, Александр Генис, Борис Парамонов, Савик Шустер, Марк Дейч, Андрей Бабицкий, Дмитрий Савицкий и другие. РС/РСЕ стала самой последней радиостанцией, с которой в конце перестройки было снято глушение.

Позывные сигналы радиостанции — мелодия «Гимна свободной России», музыку к которому написал композитор Александр Гречанинов в период Февральской революции 1917 года.

История

1 марта 1953
Почти одновременно со смертью Сталина (5 марта 1953) начинается вещание радиостанции под названием Радио «Освобождение». Первым её диктором стал Сергей Дубровский. Согласно официальной истории РС, «Освобождение» было задумано «Американским Комитетом по освобождению от большевизма» как эмигрантское радио, рупор «Координационного центра антибольшевистской борьбы для освобождения Родины от коммунистической диктатуры». Эта радиостанция вещала на языках народов СССР, тогда как созданное примерно в то же время «Радио Свободная Европа» работало на социалистические страны Европы.
С самого начала финансовое и административное содействие работе радиостанции оказывал Конгресс США. Финансирование осуществлялось из американского бюджета через Центральное разведывательное управление США, которое контролировало деятельность радиостанции.
Радиопередачи велись из Германии: в студии в Мюнхене они записывались на магнитную ленту, затем катушки доставлялись в Лампертхайм, где и находился радиопередатчик. [1] [2]
1955
В СССР создаётся и расширяется сеть глушения западных радиостанций, охватывавшая наиболее крупные города и густонаселённые районы.
Май 1959 года
Радиостанция меняет свое название на «Радио Свобода», сохранившееся до сих пор.
1971
ЦРУ США признают своё участие в финансировании и управлении РС, после чего радиостанция переходит в подчинение Управления международного радиовещания США, а её бюджет переводится на открытый счёт Конгресса США.
1975
«Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа» объединяются.
1991
Указом президента Бориса Ельцина от 27 августа 1991 разрешена деятельность радиостанции непосредственно в России.
1995
Радиостанция перебазируется в Прагу (Чехия).
1995
Радио Свобода зарегистрирована в Госкомпечати РФ как средство массовой информации.
1998
Радио Свобода получила лицензию на распространение сигнала в Москве на средних волнах (1044 кГц). В 2003 году срок действия лицензии продлён ещё на пять лет.

«Радио Свобода» в эпоху „Холодной войны“

В течение многих десятилетий Радио Свобода/Свободная Европа предоставляло своей многонациональной аудитории в СССР и Восточной Европе факты советской истории и современной действительности, скрывавшиеся от народа и не освещавшиеся в официальных СМИ, а также информацию о деятельности лиц и организаций, выступающих против тоталитарных коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы (см. диссидент) и репрессиях против них со стороны властей.

Радиостанция предоставляла трибуну опальным и нонконформистски настроенным политическим деятелям, перебежчикам, «отказникам», диссидентам, известным творческим работникам Советского Союза и стран Восточной Европы. Постоянными сотрудниками «РС/РСЕ» были Александр Галич и Сергей Довлатов; частыми гостями и внештатными сотрудниками — Андрей Синявский, Виктор Некрасов, Василий Аксёнов, Владимир Войнович. На волнах радиостанции читали их литературные произведения, философские эссе, мемуары; часто устраивались «круглые столы» и диспуты на культурные и политические темы. Благодаря «Радио Свобода» аудитория в СССР и Восточной Европе смогла ознакомиться со многими произведениями, известными только в «самиздате». Это дало основание бывшему заместителю директора радиостанции Стефану Миллеру сказать, что «Во многих отношениях РС/РСЕ была высокоинтеллектуальной станцией»[1]. Случались и «недоразумения» — так, в 1973 году по РС/РСЕ были прочитаны опубликованные в израильском издании «мемуары» польского коммунистического лидера Владислава Гомулки, в итоге оказавшиеся апокрифическимиОшибка цитирования Отсутствует закрывающий тег </ref>. Комиссия конгресса не нашла в работе радиостанции существенных нарушений, хотя и рекомендовала ужесточить контроль за эфиром. Несколько позднее, в 1986 году, обвинения Русской службы РС в выпуске программ, "враждебных духу плюрализма и демократии", были вновь выдвинуты в специальном докладе о вещании США на СССР, подготовленном по заказу американского Хельсинкского комитета[2] внештатным корреспондентом станции Людмилой Алексеевой; этот доклад сильно нашумел и стал основой для новых претензий со стороны конгрессмена Лоуренса Смита[1].

Cо своей стороны, советское руководство и власти стран Восточной Европы рассматривали РС/РСЕ как информационное оружие Запада в «Холодной войне», орудие западной пропаганды, направленное на возбуждение общественного недовольства действиями власти, формирование массовой оппозиции правящему режиму, разжигание межнациональной розни в СССР, поощрение идей национальной исключительности, подрыв единства социалистического лагеря. Советские власти характеризовали деятельность радиостанции как «клеветническую» и как «идеологическую диверсию», направленную на подрыв «единства советского общества» и социалистической системы.

В качестве мер противодействия на всей территории Советского Союза (особенно в густо населённых районах и вокруг промышленных центров) была развёрнута сеть глушения. Глушение «РС/РСЕ» осуществлялось и в промежуток 1973—1980 годов, когда глушение большинства зарубежных радиостанций, вещавших на СССР, было прекращено (это объяснялось тем, что остальные радиостанции - "Голос Америки", "Немецкая волна", "Би-Би-Си" - имели, в отличие от РС/РСЕ, государственный статус). Окончательно оно было прекращено лишь в 1988 году, и «РС/РСЕ» было последней радиостанцией, с которой глушение было снято.

В связи с крахом социалистической системы и распадом СССР и, с другой стороны, в связи с установлением свободы слова в России и Восточной Европе, потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности сошла на нет, и финансирование радиостанции сократилось. Национальные редакции, работавшие на страны Восточной Европы и союзные республики СССР, были (большей частью) закрыты.

О деятельности РС/РСЕ в годы «Холодной войны» высоко отзывались такие ее слушатели, как Вацлав Гавел, Лех Валенса, Адам Михник. Они полагают, что значение радиостанции для слушателей было "трудно переоценить", прежде всего как надёжного источника новостей[1].

«Радио Свобода» в постсоветскую эпоху

С 1998 года «Радио Свобода» работает в России на средних волнах в Москве, а ещё более чем в 30 российских регионах её программы ретранслировались более чем 25 радиостанциями в различных диапазонах. Наиболее крупный ретранслятор — принадлежащее Михаилу Горбачёву «Радио-1» (с 1 июля 2005 года). В большинстве случаев РС выкупает эфирное время у местных радиостанций и пересылает им сигнал через спутник, при этом радиостанции должны иметь лицензию на ретрансляцию программ из-за рубежа. Кроме того, радиостанция продолжает вещание на часть российской территории через передатчики, расположенные в США, Великобритании, Германии, Греции, Чехии и других странах.

В начале 2000-х годов на «Радио Свобода» было начато ежедневное часовое вещание на регионы Северного Кавказа. Вещание включает в себя три 20-минутные программы на чеченском, аварском и черкесском языках (первоначально для программ на каждом из языков выделялось лишь по 15 минут, а оставшиеся 15 минут занимали русскоязычные программы для жителей Северного Кавказа).

В наши дни радиостанцию часто обвиняют в одностороннем, тенденциозном освещении ситуации в России. Чаще всего такие обвинения имеют отношение к освещению её журналистами чеченского конфликта и вообще положения на Северном Кавказе. Подчёркнуто независимый подход к этим событиям с позиции «стороннего наблюдателя», отказ поддерживать «государственническую» точку зрения (на фоне практически полного государственного контроля над деятельностью российских СМИ), сфокусированность радиостанции на проблемах нарушений прав человека, извращения правоприменительной практики, коррупции, преступности на Северном Кавказе дают повод представителям власти говорить о «вмешательстве радиостанции во внутренние дела России», подрывной деятельности, «информационном пособничестве террористам».

Особенно острой критике подверглась деятельность корреспондента радиостанции Андрея Бабицкого. Его репортажи из осаждённого федеральными войсками Грозного вызвали возмущение в силовых ведомствах и стали непосредственным поводом для его похищения [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [3].

7 июля 2006 газета «Вашингтон пост» сообщила о том, что более 60 радиостанций России по распоряжению властей прекратили, ретрансляции программ РС/РСЕ и радиостанции Голос Америки. В качестве причины российские чиновники назвали «нарушения условий лицензии и неразрешённые изменения в программах передач». Однако в самой радиостанции это посчитали лишь предлогом. По словам президента радиостанции Джеффри Тримбла, запрет был вызван тем, что «мы фокусируем внимание, прежде всего, на внутренних событиях, — как раз на тех вещах, с которыми у Кремля проблемы». В статье говорится, что «дипломаты США, менеджеры двух новостных радиостанций и их руководители неоднократно вели в последние месяцы дискуссии с российскими официальными лицами в безуспешной попытке найти компромисс». [14]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Miller, Stephen. Inside Radio Free Europe/Radio Liberty. Partisan Review Publication Date: 01-JAN-03
  2. РОССИЙСКИЙ ЭФИРОЛОВ № 1 январь 1997 г.
  3. Участие иностранных граждан и государств в поддержке режима Масхадова — Дудаева. http://www.rodina.ru/library/show/?id=35

Ссылки


Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Радио Свобода. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещённые в Википедии, доступны на условиях GNU FDL.

Обнаружено использование расширения AdBlock.


Викия — это свободный ресурс, который существует и развивается за счёт рекламы. Для блокирующих рекламу пользователей мы предоставляем модифицированную версию сайта.

Викия не будет доступна для последующих модификаций. Если вы желаете продолжать работать со страницей, то, пожалуйста, отключите расширение для блокировки рекламы.

Также на Фэндоме

Случайная вики